Пересмотрела все лекции Вероники Степановой на Ютьюбе, некоторые тематики даже по несколько раз. Взялась за Петрановскую. Начала с лекции о подростковом возрасте из цикла лекций «О детях по взрослому».
Очень впечатлила сказанная ею мысль о детском чтении. Похожее сомнение уже закрадывалось в мою душу. Чтение можно отнести к развитию навыков ( пост про это>>>). В временном масштабе человечества люди читают совсем недавно. Книг было мало, основной процент людей был неграмотный, книги были в основном религиозные и научные. Художественная литература, которую мы все массово сейчас читаем — это последние 150 лет только (и то с натягом). Получается, что интеллект прекрасно развивался без помощи книг т.е. это был далеко не основной способ развития интеллекта. Если вспомнить нас и наших родителей, то мы читали в основном для удовольствия. Вспоминая даже себя: во-первых, было особенно нечем заняться, во-вторых, не было особенно много других каналов получения новой информации о жизни. Поэтому и читали с утра до вечера. Особенно, в летние каникулы, в дороге, вечером после дневных дел.
А теперь посмотрим на современных детей: информации вокруг них столько — что просто жуть! Наоборот хочется уменьшить или замедлить ее поток прогулкой на площадке или еще где-то в парке или переключить на какие-то спортивные занятия.
О чтении Л. Петрановская говорит, что как канал получения удовольствия нашими детьми чтение не рассматривается. Сейчас полно текстов для чтения, но это не книги. Масса интересных блогеров. Сейчас стоит не держаться за форму: именно книгу. Нужно не пытаться прочитать какие-то невообразимые объемы информации, а нужно учить детей именно анализировать любую поступающую информацию: текст, аудио, видео. У ребенка нужно спросить примерно следующее:
- что ты узнал? -что ты понял? -это было для тебя новое? — ты поверил в это или нет? -это было познавательно или развлекающе для тебя? ( хорошо бы отличать одно от другого) -эту информацию тебе сообщили, потому что например хотят на тебя как-то воздействовать или хотят с тобой поделиться?
- Учиться критически осмыслять тексты гораздо полезнее попытки охватить огромный массив информации в книгах за время усвоения школьной программы. Как взаимодействовать с информацией: отличать правду и ложь. Остаться субъектом в океане информации, а не утонуть в ней.