Когда в прошлый раз меня накрыл кризис — Соне было около года. Мы заселились в Кокошкино, Егор пошел в первый класс, и мы каждый день мотались с крошечной Соней в школу, в бассейн и по остальным кружкам. За год я нереально выдохлась, наступил кризис жанра. В поисках спасения я начала читать различную психологическую литературу из разряда «каквоспитыватьдетейинесдохнуть». Люба посоветовала шикарную серию книг Фабер и Мазлиш. Все книги прочитались на одном дыхании, оставили массу впечатлений и очень помогли. Но не столько воспитывать детей, сколько именно мне, как не сдохнуть в процессе воспитания.
Когда я читала эти книги, особенно «Как помочь братьям и сестрам жить дружно» (самая больная наша тема в течение всей воспитательной жизни), то я ответственно подчеркивала понравившееся, загибала уголочки, ставила у абзацев восклицательные знаки, выписывала краткое резюме на бумажку. Пыталась тогда написать в блог рецензию или впечатления от книги, но не сложилось со временем. В результате, дети особенной дружбой к друг другу не воспылали, но лично мне полегчало. Потом пару раз съездили отдохнули, кое-как прошел еще год. Потом я вышла на работу, это отодвинуло стресс на третий план и вдохновило. Но в последний год-полтора, сначала издалека, потом неявными признаками и сейчас уже опять сильной волной опять накрыло стрессом и депрессией. И опять я вернулась к психологическим книжкам тематики «каквоспитыватьдетейчтобыонинезагналитебявмогилу».
Теперь сильно вдохновила Людмила Петрановская. Книжка шикарная «Если с ребенком трудно». По названию этого не скажешь, но смысл книги именно такой как нужен мне. Начать с себя, со своего внутреннего ребенка, разобраться с ним, с его страхами и заскоками, побаловать и успокоить. И вообще, как вытащить себя из стресса воспитания, просто начать нормально жить и никого не воспитывать.
Главный вывод, который удалось сделать за годы такого чтения и сопоставления с практикой и жизнью — очень странный, на первый взгляд, и не сразу с этим выводом можно смириться и в него поверить. Если у вас сложности с ребенком: не слушается, не делает то или сё, агрессивный или еще что-то: — вообще не важно что именно. Выход один: начать с себя. Посмотреть и проанализировать свою жизнь, свои мысли, интересы и цели, свое настроение — нет ли депрессии, что сделать, чтобы ее побороть и т.д. Начать разбираться с собой и со своими проблемами. Если что-то не так с ребенком — значит что-то не так с тобой и с твоей жизнью. Возможно, стоит проанализировать свои детские травмы, попробовать побороться с ними, пережить обиды, наладить отношения со своими родителями, простить их за что-то.
Очень тяжело понять и принять эту взаимосвязь: отклонений у ребенка и у себя. Но это так и есть. Сложно даже просто выявить, какая именно у тебя проблема. Сложно смириться с фактом наличия вообще проблемы. Возможно даже нужно сходить к психологу, если самостоятельно не получается найти, осознать, решить, ведь это не так просто. Но как только разберешься сам с собой, сразу увидишь, что случилось странное и ребенок исправился (САМ!).
Эта мысль до меня начала доходить в 2012 году и окончательно дошла к 2014 году, но над собой работа еще не совсем закончилась, но дети уже исправились к 2016-17 году (на носу 2018 год)!!!!
Так что это все долго и непросто.
И это нормально. И в тоже время удивительно.
Как-то так.
Примеры статей на затронотую мной тему:
- https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/7319625-not_shout
- https://mel.fm/blog/lomonosovets-uchenik/53790-my-mama-kak-lishit-rebenka-samostoyatelnosti-odnim-mestoimeniyem?utm_source=deti
Запись начала писАться в апреле 2016 года и лежала в черновиках до апреля 2018 года, когда я ее закончила. Опубликовать решила за 2017 год.